Коренные народы севера

Ханты

  Ханты относятся к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. Из 22,5 тыс. ханты, насчитывающихся в Российской Федерации, на территории ХМАО проживают около 12 тыс.человек.

  Среди хантов выделяются три этнические группы – северная, южная и восточная. Каждая из этнических подгрупп отличается языковым диалектом, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключением браков в своей группе).

Манси

  Манси (устар. русское - вогулы) – один из малочисленных (8,3 тыс. чел.) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6 тыс. чел (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби – реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда, а также Нижнюю Обь.

  Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков.
Этнос манси сложился в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами.  Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре сохраняется и поныне ( например наиболее ярко она проявляется у манси в культе коня и небесного всадника – Мир-Сусне-Хума).

  Особенности быта и занятий, специфика духовной культуры и мифологических представлений у манси чрезвычайно схожи с хантыйскими. Так, основными традиционными занятиями являются таежная охота (в основном пушной зверь, а также боровая дичь, лось, медведь), рыболовство, сбор дикоросов, оленеводство. У обских угров отмечено около 100 способов ловли рыбы при помощи запорных сооружений. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились с луком и стрелами, с собакой. Ловили зверя и птиц ловушками, петлями, сетями - перевесами. Промысловые угодья до XIX века были родовыми, затем стали общинными. Охотники метили свои угодья особыми родовыми знаками. С развитием товарно-денежных отношений пушная охота постепенно вытеснила мясную.

  Основным транспортным средством у манси была собачья упряжка, со временем ее вытеснил олений транспорт. Летом плавали на долбленых лодках с нашитыми из досок бортами (облас, калданка). На Обь спускались в больших крытых лодках – каюках. Широко использовали лыжи. Поселения были постоянными (зимними) и временными – сезонными , в которые переселялись на время промысла. Традиционные селения (пауль) состояли из одного - десяти домов и располагались по берегам рек, обычно на расстоянии одного дня пути одно от другого. Основным типом жилища является срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. Для отопления и освещения в постоянном жилище устраивали чувал - открытый очаг типа камина.

  В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили амбары - наземные и свайные. Для проведения собраний и праздников существовали общественные здания, для беременных и рожениц – специальные постройки. В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в которых помещали идолов, изображавших духов - покровителей.

  Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, демисезонную – из кожи или сукна, летнюю – из ткани. Традиционная женская одежда – платье, халат, зимой – двойная распашная оленья шуба, богато орнаментированная бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой. В качестве украшений использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками. Носили большое количество колец, нагрудные бисерные украшения.
Уклад семейной жизни в основном патриархальный.
 

   
ФОБОС: погода в г.Ханты-Мансийск
  ФОБОС: погода в г.Москва


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru