Коренные народы
севера
Ханты
Ханты относятся к угорской ветви финноугорской этноязыковой
общности. Из 22,5 тыс. ханты, насчитывающихся в Российской
Федерации, на территории ХМАО проживают около 12 тыс.человек.
Среди хантов выделяются три этнические группы – северная, южная и
восточная. Каждая из этнических подгрупп отличается языковым
диалектом, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией
(заключением браков в своей группе). Манси
Манси (устар. русское - вогулы) – один из малочисленных (8,3 тыс.
чел.) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6
тыс. чел (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых
притоков Оби – реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда, а также Нижнюю
Обь.
Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков.
Этнос манси сложился в результате слияния племен уральской
неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов
и степных кочевников-скотоводов) в культуре сохраняется и поныне (
например наиболее ярко она проявляется у манси в культе коня и
небесного всадника – Мир-Сусне-Хума).
Особенности быта и занятий, специфика духовной культуры и
мифологических представлений у манси чрезвычайно схожи с
хантыйскими.
Так, основными традиционными занятиями являются таежная охота (в
основном пушной зверь, а также боровая дичь, лось, медведь),
рыболовство, сбор дикоросов, оленеводство. У обских угров отмечено
около 100 способов ловли рыбы при помощи запорных сооружений. В
охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились
с луком и стрелами, с собакой. Ловили зверя и птиц ловушками,
петлями, сетями - перевесами. Промысловые угодья до XIX века были
родовыми, затем стали общинными. Охотники метили свои угодья особыми
родовыми знаками. С развитием товарно-денежных отношений пушная
охота постепенно вытеснила мясную.
Основным транспортным средством у манси была собачья упряжка, со
временем ее вытеснил олений транспорт. Летом плавали на долбленых
лодках с нашитыми из досок бортами (облас, калданка). На Обь
спускались в больших крытых лодках – каюках. Широко использовали
лыжи.
Поселения были постоянными (зимними) и временными – сезонными , в
которые переселялись на время промысла. Традиционные селения (пауль)
состояли из одного - десяти домов и располагались по берегам рек,
обычно на расстоянии одного дня пути одно от другого. Основным типом
жилища является срубный дом с двускатной крышей, часто без
фундамента. Для отопления и освещения в постоянном жилище устраивали
чувал - открытый очаг типа камина.
В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей,
берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и
съестных припасов служили амбары - наземные и свайные. Для
проведения собраний и праздников существовали общественные здания,
для беременных и рожениц – специальные постройки. В труднодоступных
местах в лесу ставили священные амбарчики, в которых помещали
идолов, изображавших духов - покровителей.
Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, демисезонную – из кожи или сукна, летнюю – из ткани.
Традиционная женская одежда – платье, халат, зимой – двойная
распашная оленья шуба, богато орнаментированная бисером, нашивками
из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит
большой платок с широкой каймой и бахромой. В качестве украшений
использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали
цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками. Носили
большое количество колец, нагрудные бисерные украшения.
Уклад семейной жизни в основном патриархальный.
|